Усадьба Воробьёво

    Усадьба расположена на юге Подмосковья, в одном из регионов городского округа Подольск на высоком берегу реки Рожайки, правого притока Пахры. Живописность местоположения в большой степени обусловлено тем, что река здесь круто петляет, изгибаясь почти под прямым углом и затем плавно спускаясь к следующему повороту реки..

Усадьбы на берегу.jpg

Тема сохранения культурного наследия России в эти годы приобретает особую остроту. Масштабы утрат памятников столь велики, что речь о них занимает особое место в средствах информации и отчасти в государственных структурах.

Усадебно - парковый ансамбль Воробьёво берёт начало как небольшая дворянская усадьба с деревянным главным домом (выкопировка из генплана сельца Воробьёво, 1768). 
С 1744 года усадьбой владеет  Евграф Татищев, сын первого 
историка России Василия Никитича Татищева.
С 1768 года усадьба переходит к его сыну, внуку историка и государственного деятеля, Ростиславу, в завтрашнем дне большому знатоку живописи и архитектуры. Современники отмечали его хороший вкус к приобретению предметов искусства, в том числе картины. 

Усадебный дом Воробьёвл 1768 г..JPG

план межевания 1768 г..jpg







Иллюстрацией к нашему описанию служит дошедший до нашего времени геометрический специальный план сельца Воробьёва гвардии прапорщика Ростислава Евграфовича Татищева (1768 г.).
Расположены на запруженной речке Рожайке (плотина с мельницей) деревянные усадебные постройки (четыре на прямоугольном плане), стоящие напротив крестьянских дворов, на территории плодового сада показан искусственный пруд.
   Среди окружающих Воробьёво селений упоминается сельцо Меньшово девиц Машковых, село Архангельское-Акулинино прокурора Н.А. Оболенского, села Спасское-Прохорово лейб-гвардии капитан-поручика Дмитрий Юрьевича Трубецкого, пустошь дворцовой Пахринской деревни Валищевой, сельцо Якимцево с деревней Лопаткиной Н. Бестужева-Рюмина. Все они позднее войдут в состав образуемого в 1782 году Подольского уезда.
   Дошедший до наших времён каменный усадебный дом заложен был Ростиславом Евграфовичем Татищевым в 1806-м году. В 1809 году Ростислав отдаёт дом под архитектурно-оформительские работы.
Как следует из дошедших описаний основными изображениями и украшениями в комнатах были фрагменты архитектурного пейзажа (романтического), метафорические фигуры (роспись стен, сводов, потолков, плафонов).  
   И к моменту войны 1812 года семейство Татищевых освоило дом под  постоянное жительство. Архивисты при просмотре материалов маклерских книг обнаружили имя архитектора - автора планов и фасадов Воробьёвского дома. Им оказался архитектор Манврини.
К сожалению, творчество этого иностранного архитектора, вероятно из Швейцарии, практически неизвестно. Возможно, он из команды выдающегося архитектора Д. Жилярди, который, по предположению искусствоведов Е.А. Белецкой и З.К. Покровской, работал на Р.Е. Татищева в Подольской вотчине селе Коледине над проектом нового каменного храма во имя Святой Троицы и мог с ним ранее быть знакомым.
   Из особенностей становления усадебного дома. Вписанные в переходные к флигелям 24 колонны и фундаментальность их закладки дают основание говорить, что галереи первоначально были открытыми.

1 этап к. 1.jpg








Ростислав Татищев использовал идею таких переходов с соседнего Остафьево и других усадеб.
Но время изменило ситуацию. Открытый на высоком косогоре над рекой дом был подвержен всем ветрам, дождям и снегопадам. 
1 этап к. 1.jpgИ позднее хозяева принимают решение облицевать переходные галереи наглухо. Так они простоят до 1886 года. И тем не менее, стены переходов, наглухо закрытые, не спасали хозяев и гостей от осенних холодов и надвигающихся морозов. Соседка из Меньшово Лидия Лопухина в одном из своих писем родственникам отмечала: "У Ершовых все мерзнут, потому - что большие комнаты не протопить". Но усадьба находилась в центре событий, в её окрестностях царило необыкновенное для тех мест оживление. 
1 этап к. 1.jpg
к 1850 г..jpg       









 Вот таким маленьким дворцом в регионе того времени стал смотреться усадебный дом глазами уже известного по тем временам графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
С одной особенностью - переходные галереи во флигеля были заложены кирпичом наглухо. Шереметев С.Д. по линии Вяземских-Татищевых-Ершовых в дальнем родстве состоял с Ершовым В.И., по тому времени предводителем Подольского дворянства. 

Планировка усадебного ансамбля была тщательно продумана, спроектированы аллеи, дорожки в парке, соотношение партера, регулярной и пейзажной части парка с водной системой, включая и искусственные водоёмы. 
Перед читателем первоначальный план дома. В его основе изюминкой активной жизни гостей дома была двухсветная гостиная с антресолями (1), где проходили балы, ставились спектакли силами молодёжи. В них принимал участие  широкий актив гостей и соседей по дачам и поместным домам. 

Первоначально задумывалось в одном из покоев устроить Домовый храм, но затем пришли к мысли его постройки обособленно. Хозяева проживали в левом флигеле, в правом был устроен обеденный зал. Кухней служила отдельно стоящая людская, в ней же проживал на втором этаже и приезжий священник. 


план дома балкон 1-го эт.




Людская  и покои священника




Усадьба на берегах небольшой реки Рожайки, как и вся история дворянских усадеб, интересна своей самобытностью. Подтверждением этому строки из письма историка и геолога графа С.Д. Шереметева к своему знакомому А.П. Барецкому:
 
«.По возвращении с приятной поездки к В.И. Ершову, Подольскому предводителю дворянства, в его имение Воробьёво, я совсем не ожидал найти такое благоустроенное и во всех отношениях привлекательное имение и вернулся под наилучшими впечатлениями
Центральная часть усадьбы Воробьёво.jpg

   На архивном документе усадьбы (фрагмент карты 1851 г.) у подножия склона протекает река.

В её характерной крутой излучине - мельница, собственность хозяев, которую они сдавали в аренду. В отличии бытующих мнений в средствах информации истории этого края, здесь нет далее дороги к соседствующим деревням и в уездный город. Исключительно внутрихозяйственные нужды. На склоне и выше, левее усадебного дома, липовый парк. Парадных лестниц вниз к реке не существовало. Это была старосветская, патриархальная усадьба без излишеств. Деревня и естественные прогулочные тропы.  Справа - природный лесной массив хвойных пород. Всё это входит в состав усадьбы. Площади справа от главного дома занимает зимний сад и здание людской с апартаментами  священника на втором этаже. Перед ними, ближе к дому - летняя столовая хозяев усадьбы. В центре - храм Сошествия Святого Духа. За дорогой восточнее храма расположены каретный ряд, кузница и амбары.  Мимо них проходит главная подъездная дорога из деревни Валищева, с въездом в усадьбу со стороны хозяйственных служб.  

Шереметев С.Д.

Продолжает С.Д. Шереметев:

"На станции Климовка Московско-Курской железной дороги меня встретил Ершов с сыном, и мы поехали сначала в его ближайшее имение близ железной дороги в сельце Юшино. Здесь осмотрели образцовое его хозяйство: триста десятин земли: рожь и овёс удивительны, кормовые травы, племенной скот холмогорской и голландской породы, башкирские свиньи, сыроварня – возделываются сыры французский, бри, бакштейн; маслобойный завод, паровая мельница, казарма для рабочих.
Дом на горе, каменный с двумя флигелями, соединёнными крутой галереею, обделанной наглухо.
В доме живут: мать Ершова, семидесятилетняя старуха, урождённая княгиня Вяземская с незамужней дочерью и со старшей замужней дочерью Хитровой, у которой сын студент Казанского университета и дочь невеста. Тут же и жена Ершова, урождённая Леонтьева с двумя мальчиками и двумя девочками"

Воробьево

Фрагмент картины к письму В.Д. Поленова.jpg








Из письма соседа по даче в Меньшово художника В.Д. Поленова жене: "Максимов написал картину, называется "Вся в прошлом". Старушка-помещица сидит у крыльца балкона в старом кресле. (Немножко похожа на Варваву Сергеевну)". Конечно, автор имел ввиду хозяйку дома в Воробьёво Варвару Сергеевну Ершову. 

"Дом старосветский, поместительный. Мебель старая, покойная, всё сохранилось от прежних поколений. На почётном месте любимое кресло матери хозяйки, урождённой Татищевой, родной внучки историка Татищева, портрет которого красуется на видном месте.

В.Н. Татищев

На той же стене масляный портрет монахини Валуевой и брата нынешней хозяйки – гусар на коне – князь Вяземский. В этом доме гостили французы, но странно: не только не разорили, но после ухода на стенах гостиной оказались картины и гравюры, которых никогда в доме не было; вероятно, где-нибудь взяты и здесь оставлены, Теперь эти картины висят на тех же местах, на которых их оставили французы".

Дорога к храму








Перед домом небольшая, но прекрасная каменная церковь  
Сошествия Святого Духа, окружённая пихтами и кедрами. За церковью фруктовый сад, ананасная и фруктовый склад.

После завтрака на крутом балконе с прекрасным видом на Рожаю и на окрестные поля, завтрака сытного, но не извинного, с 
доморощенной ветчиной, которую запивали травником. Подали «калужское тесто» и кофе. Я успел с любезным хозяином объехать его леса, был на большой прекрасной пасеке, любовались видом на соседнее село Прохорово князей Трубецких.

Поля усадьбы.JPG

В 5 часов обедали уже дома. В кастрюле подали пирожки прямо «с пылу». Вся обстановка и образ жизни старозаветный, патриархальный. Словом, стародворянское гнездо».

Письмо датировано от июня 1886 года.


Полное описание возникновения усадьбы Татищевых – Вяземских – Ершовых изложено в книге «Усадьба Воробьёво», автор П. Левченко. Тираж незначителен и в основном разошёлся в пределах Подольского района. Рассматривается возможность дополнительного тиража.

 







Поддержать проект

Из фотогалерей

Яндекс.Метрика