Вот таким маленьким дворцом в регионе того времени стал смотреться усадебный дом глазами уже известного по тем временам графа Сергея Дмитриевича Шереметева.Усадьба расположена на юге Подмосковья, в одном из регионов городского округа Подольск на высоком берегу реки Рожайки, правого притока Пахры. Живописность местоположения в большой степени обусловлено тем, что река здесь круто петляет, изгибаясь почти под прямым углом и затем плавно спускаясь к следующему повороту реки..
Тема сохранения культурного наследия России в эти годы приобретает особую остроту. Масштабы утрат памятников столь велики, что речь о них занимает особое место в средствах информации и отчасти в государственных структурах.
Усадебно - парковый ансамбль Воробьёво берёт начало как небольшая дворянская усадьба с деревянным главным домом (выкопировка из генплана сельца Воробьёво, 1768).
С 1744 года усадьбой владеет Евграф Татищев, сын первого историка России Василия Никитича Татищева.
С 1768 года усадьба переходит к его сыну, внуку историка и государственного деятеля, Ростиславу, в завтрашнем дне большому знатоку живописи и архитектуры. Современники отмечали его хороший вкус к приобретению предметов искусства, в том числе картины.
Иллюстрацией к нашему описанию служит дошедший до нашего времени геометрический специальный план сельца Воробьёва гвардии прапорщика Ростислава Евграфовича Татищева (1768 г.).
Расположены на запруженной речке Рожайке (плотина с мельницей) деревянные усадебные постройки (четыре на прямоугольном плане), стоящие напротив крестьянских дворов, на территории плодового сада показан искусственный пруд.
Среди окружающих Воробьёво селений упоминается сельцо Меньшово девиц Машковых, село Архангельское-Акулинино прокурора Н.А. Оболенского, села Спасское-Прохорово лейб-гвардии капитан-поручика Дмитрий Юрьевича Трубецкого, пустошь дворцовой Пахринской деревни Валищевой, сельцо Якимцево с деревней Лопаткиной Н. Бестужева-Рюмина. Все они позднее войдут в состав образуемого в 1782 году Подольского уезда.
Дошедший до наших времён каменный усадебный дом заложен был Ростиславом Евграфовичем Татищевым в 1806-м году. В 1809 году Ростислав отдаёт дом под архитектурно-оформительские работы.
Как следует из дошедших описаний основными изображениями и украшениями в комнатах были фрагменты архитектурного пейзажа (романтического), метафорические фигуры (роспись стен, сводов, потолков, плафонов).
И к моменту войны 1812 года семейство Татищевых освоило дом под постоянное жительство. Архивисты при просмотре материалов маклерских книг обнаружили имя архитектора - автора планов и фасадов Воробьёвского дома. Им оказался архитектор Манврини.
К сожалению, творчество этого иностранного архитектора, вероятно из Швейцарии, практически неизвестно. Возможно, он из команды выдающегося архитектора Д. Жилярди, который, по предположению искусствоведов Е.А. Белецкой и З.К. Покровской, работал на Р.Е. Татищева в Подольской вотчине селе Коледине над проектом нового каменного храма во имя Святой Троицы и мог с ним ранее быть знакомым.
Из особенностей становления усадебного дома. Вписанные в переходные к флигелям 24 колонны и фундаментальность их закладки дают основание говорить, что галереи первоначально были открытыми.
Ростислав Татищев использовал идею таких переходов с соседнего Остафьево и других усадеб.
Но время изменило ситуацию. Открытый на высоком косогоре над рекой дом был подвержен всем ветрам, дождям и снегопадам.
И позднее хозяева принимают решение облицевать переходные галереи наглухо. Так они простоят до 1886 года. И тем не менее, стены переходов, наглухо закрытые, не спасали хозяев и гостей от осенних холодов и надвигающихся морозов. Соседка из Меньшово Лидия Лопухина в одном из своих писем родственникам отмечала: "У Ершовых все мерзнут, потому - что большие комнаты не протопить". Но усадьба находилась в центре событий, в её окрестностях царило необыкновенное для тех мест оживление.
Планировка усадебного ансамбля была тщательно продумана, спроектированы аллеи, дорожки в парке, соотношение партера, регулярной и пейзажной части парка с водной системой, включая и искусственные водоёмы.
Перед читателем первоначальный план дома. В его основе изюминкой активной жизни гостей дома была двухсветная гостиная с антресолями (1), где проходили балы, ставились спектакли силами молодёжи. В них принимал участие широкий актив гостей и соседей по дачам и поместным домам.
На архивном документе усадьбы (фрагмент карты 1851 г.) у подножия склона протекает река.
В её характерной крутой излучине - мельница, собственность хозяев, которую они сдавали в аренду. В отличии бытующих мнений в средствах информации истории этого края, здесь нет далее дороги к соседствующим деревням и в уездный город. Исключительно внутрихозяйственные нужды. На склоне и выше, левее усадебного дома, липовый парк. Парадных лестниц вниз к реке не существовало. Это была старосветская, патриархальная усадьба без излишеств. Деревня и естественные прогулочные тропы. Справа - природный лесной массив хвойных пород. Всё это входит в состав усадьбы. Площади справа от главного дома занимает зимний сад и здание людской с апартаментами священника на втором этаже. Перед ними, ближе к дому - летняя столовая хозяев усадьбы. В центре - храм Сошествия Святого Духа. За дорогой восточнее храма расположены каретный ряд, кузница и амбары. Мимо них проходит главная подъездная дорога из деревни Валищева, с въездом в усадьбу со стороны хозяйственных служб.
Продолжает С.Д. Шереметев:
Из письма соседа по даче в Меньшово художника В.Д. Поленова жене: "Максимов написал картину, называется "Вся в прошлом". Старушка-помещица сидит у крыльца балкона в старом кресле. (Немножко похожа на Варваву Сергеевну)". Конечно, автор имел ввиду хозяйку дома в Воробьёво Варвару Сергеевну Ершову.
"Дом старосветский, поместительный. Мебель старая, покойная, всё сохранилось от прежних поколений. На почётном месте любимое кресло матери хозяйки, урождённой Татищевой, родной внучки историка Татищева, портрет которого красуется на видном месте.
В 5 часов обедали уже дома. В кастрюле подали пирожки прямо «с пылу». Вся обстановка и образ жизни старозаветный, патриархальный. Словом, стародворянское гнездо».
Письмо датировано от июня 1886 года.