Госфильмофонд России


Визитка ГФФВсесоюзный государственный фонд кинофильмов России (Госфильмофонд СССР)

   Кирилла Разлогова знают все, и не только люди, приобщенные к кинематографическому сообществу, но все, кто каким-то образом связан со сферой культуры. Его можно встретить на многих дискуссиях, конференциях, заседаниях, круглых столах, конгрессах и коллоквиумах, в студенческой аудитории, где он читает лекции по истории кино, в академической аудитории, где он читает ученые доклады.
   Он читает лекции и на Высших курсах сценаристов и режиссеров, и во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры, и во ВГИКе, и в Институте европейских культур. Да мало ли где он их читает.
   Он выступает на заседаниях Гильдии киноведов и кинокритиков в Союзе кинематографистов России. Его постоянно можно встретить на всех фестивальных тусовках, пресс-конференциях, просмотрах, на телеэкране в передаче Александра Гордона или Михаила Швыдкого. На заседании коллегии Министерства культуры.

   На ученых советах по защите докторских и кандидатских диссертаций Российского института культурологии, председателем которых он является. Наконец, на обсуждениях важных государственных документов, которые он обычно ведет.


   Одному из авторов настоящего сайта уже в далёкие 70-е прошлого столетия доводилось общаться по работе в Исполкоме Домодедовского Горсовета депутатов с Кириллом Эмильевичем Разлоговым.
Приятное впечатление от контактов с ним у меня остаётся по сей день. Его интервью на сайте Белых Столбов дышит прежней энергией и желанием принести пользу родному Госфильмофонду. Самые добрые пожелания Кириллу от коллег по той общественной и государственной работе.



   Из общения авторов сайта stolby.com с К.Э. Разлоговым, 
Разлогов Кирилл.jpeg
"Всегда приятно вспоминать свою молодость. Когда я приезжаю в это место, всегда вспоминаю, как я сюда впервые попал.
   Мне было двадцать лет, и я здесь проработал до тридцати. Это был хороший плодотворный период в жизни и в творческом, и в личном, и в бытовом, и в общественном плане. Поэтому я сюда с удовольствием возвращаюсь, вспоминаю молодость.
   Здесь всё меньше людей помнят, как я здесь работал, но, тем не менее, мне иногда нынешние сотрудники говорят: «Мама рассказывала, как Вы там работали…»
Так что, мне всегда приятно вспомнить всё, что связано с молодостью. Тем более, сильных отрицательных эмоций для меня период работы в Госфильмофонде не нёс. Конечно, многое изменилось.


   Я работал здесь в шестидесятые и семидесятые годы; это была другая жизнь, другие люди, другая атмосфера. Многое изменила рыночная экономика: например, клуб, в который ходил народ, теперь не принадлежит Госфильмофонду.

В последние годы, в особенности, во время директорства хорошего хозяйственника Владимира Малышева, было многое сделано для строительства нового хранилища, нового корпуса; пришли цифровые технологии и совершенно другие возможности; несколько ослабли цензурные ограничения.




Новое фильмохранилище (1).jpg
   Это и многое другое, конечно, очень сильно модернизировало Госфильмофонд.
Изменилась ли атмосфера? Думаю, что не очень, потому что люди по-прежнему живут там же, где работают, личные отношения дома влияют на личные отношения на работе. Я бы не сказал, что, в целом, сильно изменилось материальное благосостояние людей, которые трудятся здесь. Возможностей, опять-таки, больше, но, как я понимаю, относительный уровень зарплат сильно не изменился, и проблема подмосковного существования для Госфильмофонда, в целом, осталась.

Что касается научных сотрудников, то выделю людей, которые сохраняют верность долгу – это, например, Владимир Дмитриев и Валерий Босенко. Как всегда, в таких учреждениях известная доля старения – налицо, и смена поколений должна произойти. Но я думаю, что сейчас Госфильмофонд крепко стоит на ногах и у него много возможностей для дальнейшего развития".

 
   2 октября 1935 года Оргбюро ЦК ВКП (б) принимает проект Постановления о кинонегативном фонде, в котором отмечалось фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось построить «центральное хранилище негативов в Москве».
   Изначально планировалось строительство комплекса на территории киностудии «Мосфильм», но впоследствии строительство было перенесено в подмосковный регион с красивым названием «Белые Столбы». Рядом расположилась одноименная железнодорожная станция Павелецкого направления.


   Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война вынудила эвакуировать первые собранные киноматериалы в Поволжье и на Урал, которые вскоре, к концу войны, были реэвакуированы обратно в Белые Столбы на вечное хранение.
Именно война и победа в ней заложили основы зарубежной части архивного кинофонда страны за счет внушительного количества трофейных киноматериалов, прибывших сначала с Запада, а затем и с Востока.

   Впоследствии кинематографисты и киноархивисты всего мира были благодарны Госфильмофонду за спасение киноклассики и уникальных исторических материалов на кинопленке от уничтожения и забвения.

Пруды.JPGВ течение 1946 года на Всесоюзное фильмохранилище поступало большое количество иностранных художественных картин, культурфильмов и кинохроники. Материал был доставлен разновременно в 9-ти ж.д. вагонах и, кроме того, на 20-ти автомашинах с Внуковского аэродрома, «Мосфильма» и центральной Фильмобазы Главкинопроката. Прибывший в беспорядке материал распаковывался и укладывался стопами на полу в кабинах.
   Затем переборщики по имевшимся наклейкам на коробках разыскивали части и комплектовали полные картины, записывали в особый реестр их иностранное название, русский перевод, число частей, номера кабин и мест, куда они временно помещены.

   На основании этих данных печатались списки иностранных картин и посылались в Министерство Кинематографии, которое по этим спискам беспрерывно получало от хранилища картины, а по использовании возвращало их обратно.
В течение 1946 года было разобрано и вчерне укомплектовано 20 полных кабин различных иностранных картин с количеством названий до 7 тысяч и количеством копий 13–14 тысяч. Первые годы существования фонда целиком были направлены на научную атрибуцию фильмов и материалов коллекции, на необходимое техническое оборудование архива, на создание строгого режима хранения киноматериалов.
По состоянию на 15/VIII–48 г. фонд хранения фильмов включал в себя:: а) негативов дореволюционных фильмов— 200 б) негативов немых советских фильмов— 209 в) негативов звуковых советских фильмов— 533 г) лавандовых копий— 699 д) позитивных копий— 609 е) контратипов— 145 Итого: 2395 копий





device.jpg    Первым директором хранилища фильмов с 1946 года работает Виктор Станиславович Привато. , 1897 года рождения.

   В кинематографию пришел в 1925 году. В Госфильмофонде работает с 1946 г..
   В период работы директором хранилища проявил себя энергичным руководителем, с большими организаторскими способностями, много сделавшим для улучшения работы вверенного ему учреждения.

   На тот период фильмохранилище имеет три корпуса, оборудованные железными стеллажами для размещения коробок с фильмами. В одной из секций корпуса № 2 имеются железные шкафы с индивидуальными ячейками для каждой коробки.
   В этой секции хранятся негативы отечественных художественных фильмов. Проектная вместимость всех трех корпусов рассчитана на хранение 19.548 роликов (коробок), а в данное время в хранилище находится до 190.730 роликов или в 10 раз больше запроектированного количества. Корпуса № 1 и № 3 хранилища не отвечают всем требованиям для поддержания постоянного нормального термогигрометрического режима хранения киноматериалов, т.к. полы в этих корпусах уложены непосредственно на грунте, без подполья, и помещения не имеют потолков.
    Режим хранения фильмоматериалов не стабилен—в хранилищах происходят чрезвычайно резкие колебания температуры и относительной влажности воздуха, вследствие конструктивных недостатков корпусов и неэффективного действия установок для кондиционирования воздуха в хранилищах (нет автоматического регулирования).


   4 октября 1948 года выходит Постановление Совета Министров СССР: Настоящим Постановлением Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР преобразуется во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд СССР), директором утверждается В.С. Привато. Именно он предлагает лаконичное название «Госфильмофонд СССР».
   За его подписью утверждается первая Инструкция о порядке работы с негативным материалом. На базе существующего хранилища создаётся новая структура аппарата, куда войдут отделы научной обработки отечественного и заграничного фильмофондов.

В Государственном фильмофонде сосредоточить весь негативный и позитивный киноматериал советских художественных кинофильмов и наиболее ценных заграничных фильмов, обеспечить надежное, долголетнее хранение, научно-техническую обработку, реставрацию фильмов, а также непрерывное пополнение фильмофонда новыми картинами.
Уже в декабре 1948 года вступили в должности начальников отдела научной обработки отечественного и заграничного фильмофондов соответственно В.Е.Вишневский и Г.А. Авенариус.
Несколько лет спустя в качестве заместителя директора по научной части Госфильмофонда переводится А.В. Мачерет.

Из фондов ВГИКа передается коллекция фильмов. Для разбора и восстановления фонда дореволюционных картин в Белые Столбы приглашается В.Д.Ханжонкова. К научной обработке коллекции Госфильмофонда привлекается первый выпуск киноведческого факультета ВГИКа - Ю. Грязнов, Л. Парфенов, М. Зак, Е.Карцева, Н. Глаголева и др.

Значимость передачи Фильмохранилища из ведения Главкинопроката в непосредственное подчинение Комитету по Делам Кинематографии и, в частности, Министру кинематографии сложно переоценить.
Представление об этапной для русской культуры роли этого шага дает письмо В.Привато, в котором он выражает резкий протест, когда в середине 50-х, в период правления Министра культуры Г.Ф.Александрова, возникает попытка вернуть Госфильмофонд под крыло Главкинопроката.
Привато поясняет, что «Главкинопрокат, занятый вопросами организации проката фильмов в стране, абсолютно не уделял внимания задачам обеспечения длительной сохранности фильмового фонда.
   В сущности, интерес к фильмам ограничивался пределами прокатной политики, и поскольку в этом смысле фильм оказывался использованным, к нему исчерпывался интерес.
Это вело к хищнической эксплуатации фонда. Белостолбовские специалисты во имя прогресса советского кинематографа организуют обращение к заместителю председателя Совета Министров СССР В.М. Молотову:

 Здесь начало ГФФ.jpg

«Проблема долгосрочного сохранения фильмов для СССР представляет весьма актуальную и ответственную задачу. Вопросы сохранности кинопленки, как у нас в СССР, так и за границей, не изучены и не имеют полной ясности: « Комитет по Делам Кинематографии при СНК СССР ставит перед Вами вопрос о реорганизации Всесоюзного Фильмохранилища, построенного Комитетом в Белых Столбах Московской области, где сосредоточен весь основной фильмофонд Советского Союза, в Государственный Научно-Исследовательский Институт по долгосрочному хранению кинофильмов Комитета по Делам Кинематографии при СНК СССР (ГосНИИфильм), который должен разрешить научно-исследовательские вопросы сохранности кинофильмов".

   Но «верха» посчитали этот вопрос преждевременным. Параллельно этому в Западной Европе и США также создавались первые киноархивы.
   На исходе 1930-х гг. они даже успели объединиться в межархивную организацию, получившую название ФИАФ (FIAF) — Международная Федерация киноархивов.

В 1957г. Госфильмофонд вступил в ФИАФ. Его директор В.С. Привато был избран вице-президентом ФИАФ (этот пост он занимал в течение многих лет) Это событие активно способствует развертыванию Госфильмофондом в конце 50-х гг. широкой международной деятельности. Госфильмофонд принимает оживленное участие в проведении за рубежом ретроспективных показов советской киноклассики.

   Являясь в течение 14 последних лет членом руководящего Комитета и вице-президентом Международной Федерации киноархивов, ПРИВАТО В.С., способствуя пропаганде советского киноискусства за рубежом, успешно представлял Советский Союз на Международных Конгрессах и заседаниях Руководящего Комитета ФИАФ.

   За заслуги в деле развития кинематографии т. ПРИВАТО В.С. награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

Широкую популярность организация собственного кинотеатра Госфильмофонда на Котельнической набережной Москвы

На 1960-е годы приходится пик издательской деятельности Госфильмофонда: в этот период выходит многотомник «Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог», четыре
Корпус ГФФ 2005выпуска научно-справочного бюллетеня «Кино и время» и прочие издания широким тиражом.



  








В 1992 году Госфильмофонд СССР был переименован в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.

В 2007 году в Госфильмофонде было установлено оборудование по оцифровке кинопленки и переводу изображения с цифру на кинопленку. В 2008 году к 60-й годовщине Госфильмофонда было завершено строительство первой очереди нового здания с административным корпусом и фильмохранилищами. Это единственное в мире здание, специально спроектированное для хранения фильмов.




Задача Госфильмофонда:   зарегистрировать отснятые картины, проверить их на качество, растиражировать, а затем сохранить как минимум на несколько сотен лет.
Эталонная копия фильма единственная в своем роде. С эталона специалисты будут делать прокатные экземпляры.






Поддержать проект

Из фотогалерей

Яндекс.Метрика