«Хлеб всему голова. А дороги всему начало».
Известна тысячелетняя мудрость: история страны – это история её дорог. Эпоха первых дорог на Руси уходит в IX- X вв., когда на её просторах появляются деревянные бревенчатые мостовые в виде настилов и брёвен, уложенных поперёк дороги. Широко применялись почти до XIXв.
В 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ – специальное государственное учреждение, ведавшее ямщиками, дорогами и сбором денег за проезд.
В 1705 году выходит указ Петра I «О делании в Москве по проезжим большим улицам мостовых из дикого камня и о сборе на то с крестьян и купечества камней, определённой величины».
Оценка первого директор Института инженеров путей сообщения (1819) в Санкт-Петербурге А.А. Бетонкура - транспортного развития России в самом начале XIX века:«Ни одно государство не владеет от природы столь многими удобствами для всякого рода сообщений, как Росси200 По многим рекам, которые могли бы быть судоходными, не производятся плавания, изобильные же губернии остаются в бедности близкой к нищете, дороги будто и устроены, но на самом деле вовсе неудобны для проезда и поэтому для пространства, размером в целые страны, остаются незаселёнными по недостатку путей сообщения»
И каким провидцем перспективы благоустройства дорог проявил себя и А.С. Пушкин: «…Со временем … дороги, верно, у нас изменятся безмерно: шоссе Россию здесь и тут, соединив, пересекут».
И оценка реальности бытия дорожного хозяйства на заре советского времени: «Надо за дороги взяться по настоящему, по-революционному, по-большевистски. Это неотложная задача. Без дороги нельзя приступить ни к какому благоустройству. Какую бы самую маленькую стройку ни начать, нужно, прежде всего, сделать так, чтобы к ней можно было добраться. Здесь спорим о том, какая дорога лучше – чёрная или белая. По-моему, это пока преждевременные споры. Давайте сначала сделаем так, чтобы можно было проехать. А то - ведь, у нас есть уголки, куда можно добраться только верхом на лошади, и то по брюхо в грязи», из речи С. М. Кирова на Пленуме Ленинградского обкома РКПБ, 16. 06. 1934 г.
Наше время ставит новые задачи. Спрос на пропускную способность автомобильных дорог растёт с каждым днём, Только за последние пять лет почти в два раза увеличилось число собственников легковых автомобилей граждан. Увеличиваются скорости, растут нагрузки на дорожную сеть…Всё это мы – жители южного направления, остро испытываем на себе ежедневно.
Общеизвестная народная поговорка гласит: «Хлеб всему голова. А дороги всему начало».
Дороги сами по себе не складываются. Их строят люди, они требуют постоянного ухода. И их обслуживает многотысячная армия дорожников. Дорожными коллективами руководят в основном старожилы, прошедшие хорошую школу профессионального воспитания на практике, мастера дорожного дела. За плечами у них приличный стаж и соответственно опыт и техническая интуиция.
С уважением и гордостью хочется назвать имя нашего земляка, который внёс неоценимый вклад в общее дело дорожников России в составе коллектива дорожного эксплуатационного предприятия № 17 - это Шагов Валерий Николаевич, - «Государев человек»