Листая страницы

«В истории Домодедова на протяжении XX-го столетия прослеживается две важнейшие стратегические вехи, определившие пути рождения города и его экономического развития. Первая – это прокладка железной дороги Рязано-Уральского направления, вызвавшей к жизни строительство железнодорожной станции Домодедово. Движение поездов открыто 19 января 1900 года».

..."Летели" годы. Железнодорожный транспорт ушёл далеко на восток страны. На прилегающей к маленькой станции территории вырос город. Пассажир и Государство через пятьдесят лет решаются на исторический эксперимент сокращения времени переброски человека на восток страны – веха вторая. Конструкторское бюро А.Н. Туполева начинает в ноябре 1956 года испытания первого реактивного самолёта ТУ-104. Одна из задач коллектива конструкторов создать самолёт, который смог бы за считанные часы покрывать дальние расстояния. Одним из таких маршрутов должны стать регулярные полёты на Дальний Восток.

Вторая веха в истории Домодедовского района.

1954 год. Постановлением Совета Министров СССР от 13 ноября принято предложение Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУ ГВФ) при Совете Министров СССР о строительстве второго Московского аэропорта гражданской авиации. История разместила его на территории деревни Елгозино Подольского района Московской области.

расширение аэровокзала.gifСейчас трудно сказать, кому именно принадлежит идея запланировать аэропорт в том месте, где мы живем, а не в каком-нибудь другом. Следует назвать авторов проекта воздушной гавани будущего: это архитекторы Г. Елькин, Г. Крюков, В. Локшин, инженеры Н. Ирмес, Б. Журавлёв, А. Арнольд. Проект представлял собой стеклянную стену четырёхэтажного удлинённого здания, обращённой в сторону лётного поля. В здании предусматривается несколько пассажирских залов и других помещений социально-бытового назначения.
Интересная деталь: в эскизе просматривается первоначальный вариант меньшего по объёму здания аэровокзала. Затем необходимость увеличения объёмов рождает окончательный вариант.

Начальником ГУ ГВФ в 1956 году издаётся приказ за № 9 «О создании Дирекции строительства второго Московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И.П.». Дирекция зашифровывается под объектом № 306 (аэропорт Москва II) в системе Московского управления транспортной авиации ГУ ГВФ при Совете Министров СССР. Правительством предписывается окончание строительства I-ой очереди аэропорта в 1962 году.

Сегодняшний международный аэропорт Домодедово создавался в середине XX-го столетия как государственное предприятие, призванное обеспечить воздушными перевозками регионы Дальнего Востока и Средней Азии. Свою задачу коллектив аэропорта блестяще выполнил. Но события на переломе столетий круто изменило ситуацию и сегодня аэропорт выполняет те же задачи, но в духе нового времени.

К судьбе аэропорта причастны были самолёты и их конструкторы, лётчики-испытатели, инженеры и техники, специалисты различных отраслей народного хозяйства.

И особенность в судьбе тех, кому предстояло эксплуатировать аэропорт, обеспечивать безопасность полётов: аэропорт стал родным домом для многих специалистов и их семей, осевших здесь со всех концов тогдашнего Союза. Они все ехали в Домодедово с сознанием – они «москвичи». С сюжетами из вчерашней и сегодняшней жизни специалистов гражданской авиации Домодедово можно познакомиться, листая страницы сайта «Моё Подмосковье».

Конструкторы, самолёты и испытатели, - фундамент сегодняшнего Домодедово.

Самолёт Ту-104 – первый советский реактивный пассажирский авиалайнер с двумя турбореактивными двигателями. Предназначался он для перевозки пассажиров, багажа и почты на основных внутрисоюзных магистралях и на международных воздушных линиях.

Опытная машина взлетела 17 июня 1955 года.

Пилотировал экипаж в составе: первый летчик Ю. Т. Алашеев, второй летчик Б. М. Тимошек, штурман П. Н. Руднев, бортмеханик И. Д. Иванов, радист Н. Майоров и ведущий инженер В. Н. Бендеров.

Первый демонстрационный полёт в Нью-Йорк совершён в 1958 году. А 19 мая 1959 года экипажем А.П. Якимова при участии К.П. Сапёлкина выполнил рейс в Хабаровск с пассажирами на борту.

Внедрение реактивного пассажирского самолета Ту-104 вместо тогдашнего поршневого Ил-14 позволило значительно повысить коммерческую скорость доставки пассажиров. Так, на трассе Москва - Хабаровск она возросла с 230 до 600 км/час, а Москва - Ташкент - с 240 до 720 км/час. Время нахождения пассажиров в пути по этим маршрутам было, соответственно, сокращено с 30 до 11,5 часа и с 12 до 4 часов.

Ту-104 совершил настоящую революцию в отечественном Гражданском Воздушном Флоте, подготовив его к эксплуатации реактивных пассажирских самолетов второго и третьего поколений. В 1966 году аэропорт получает в своё распоряжение 8 самолетов ТУ-104 модификаций того времени.

domodedovo_tu-114_2.jpgКоллектив, руководимый А.Н. Туполевым, в 1957 году создал самый большой в мире скоростной межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114 «Россия».

15 ноября 1957 года экипаж во главе с летчиком-испытателем А.П. Якимовым совершил на нем первый полет

На Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) самолет был удостоен высшей награды - Гран-При.

На нем были совершены замечательные перелеты: в 1957 г. Москва - Владивосток - Ташкент - Минск - Москва, в 1959 г. беспосадочные перелеты Москва - Хабаровск и Москва - Нью-Йорк, в 1962 г. Москва - Гавана. На самолете Ту-114 установлено 32 официальных мировых достижения. До 1967 года Ту-114 - флагман Аэрофлота.

Ту-114 - это славная страница не только в истории советской гражданской авиации и самолетостроения, но и образец создания и внедрения в эксплуатацию в короткий срок конструкций с качеством, опережающим лучшие мировые достижения, с рекордными показателями. Ту-114 - это эпоха гражданской авиации.

Туполев А.Н...jpgТуполев Андрей Николаевич (1888 -1972) - советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953; член-корр. 1933), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926). В 1908 г. поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 г. окончил его с отличием. С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. В 1937-41 гг. был репрессирован. Под руководством Туполева создано свыше 100 типов военных и гражданских самолётов, в том числе АНТ-25, Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-154. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов. Лауреат пяти Государственных премий СССР.

Лётчики - испытатели

Ю.Т. Алашеев.jpg


Алашеев Юрий Тимофеевич (1923—1959) — советский лётчик-испытатель, подполковник, Герой Советского Союза (I960, посмертно). Окончил Вязниковское военное авиационное училище (1944), Школу лётчиков-испытателей (1950), учился а МАИ. Работал в ЛИИ и опытном конструкторском бюро А. Н. Туполева. Испытывал самолёты марки Ту, в том числе Ту-16, Ту-75, Ту-95, Ту-98, Ту-104 (установил на нём 8 мировых рекордов), Ту-114. Погиб при испытании опытного самолёта Ту-105. Награждён двумя орденами Ленина, медалями.





Якимов А.П..jpg

Якимов Алексей Петрович (1914 – 2006) — советский лётчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), Герой Советского Союза (1966). Окончил Оренбургское военное авиационное училище (1937). Работал в ЛИИ и ОКБ А. Н. Туполева. Проводил испытания опытных самолётов, в том числе Ла-5, Ту-4, Ту-114. Испытывал системы заправки топливом в полёте. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, пятью орденами Красной Звезды, медалями.




Первый опытный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18 под именем « Москва» с двигателями Н К-4 подняли в воздух 4 июля 1957 года командир экипажа В.К. Коккинаки, второй пилот В.И. Кузнецов, штурман В.Ф. Воскресенский, бортинженер А. Слаторунский, ведущий инженер М.М. Киселев, а 10 июля его увидели представители Аэрофлота.

Серийное производство самолетов Ил-18 начали в октябре 1957 года на московском заводе «Знамя труда» после завершения первого этапа заводских испытаний.

Первые рейсы самолетов Ил-18 начались 20 апреля 1959 года по трассам Москва - Адлер, Москва - Алма-Ата.

В 1958-1960 годах на Ил-18 был установлен ряд мировых рекордов дальности и высоты полета с разной нагрузкой. С этим самолетом связано широкое развитие международных авиалиний Аэрофлота.

В 1958 году самолет Ил-18 экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе. Бюро выставки присудило Генеральному конструктору С.В.Ильюшину за Ил-18 Гран-При и Золотую медаль.

2 декабря 1962 года на самолете Ил-18 было произведено апробирование взлетно-посадочной полосы в аэропорту Домодедово.

Реактивный пассажирский самолёт второго поколения – Ил-62 стал первым реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. Разработан в 1960-м году. Первенец Ил-62 СССР-06156 поднялся в воздух 3 января 1963 года (командиры экипажа В. К. Коккинаки и Э. И. Кузнецов). Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию. Это первый отечественный реактивный самолёт, на котором был применён реверс тяги двигателей.

0_7c1a8_166a127e_XL.jpgВ Ил-62, как и в других самолетах ОКБ, воплотились высокие технико-экономические показатели, полученные, прежде всего, за счет высокого аэродинамического совершенства и большой весовой культуры проектирования. Самолет полностью соответствовал мировому технико-экономическому уровню. В этом, в первую очередь, заслуга творческого коллектива разработчиков. Группе инженеров-конструкторов ОКБ была присуждена Ленинская премия. Основные создатели легендарного лайнера: С.В.Ильюшин, Г.В.Новожилов, Я.А.Кутепов, Д.В.Лещинер, В.И.Смирнов, В.И.Овчаров, В.М.Шейнин.

С.В. Илюшин.jpgИлюшин Сергей Вдадимирович (1894-1976) – советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник, трижды Герой Социалистического труда.

Окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. В 1933 году возглавил ЦКБ при заводе им. В.Р. Менжинскго, впоследствии КБ Ильюшина. С 1956 по 1970 гг. – Генеральный конструктор. Создал свою школу самолётостроения. Под его руководством создавались и серийно строились штурмовики и бомбардировщики, пассажирские самолёты, среди которых Ил-18 – первый пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос за рубежом, и Ил-62, самолёт для авиалиний большой протяжённости.

С.В. Илюшину присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Удостоен Ленинской премии, лауреат восьми Государственных премий СССР. Награждён восемью орденами Ленина. Имя Илюшина носит Московский машиностроительный завод, ОКБ.

Лётчики – испытатели

Коккинаки В.К..jpgКоккинаки Владимир Константинович (1904-1985) - дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель, генерал-майор авиации. Как летчик-испытатель ОКБ В.С. Илюшина поднял в небо и провёл испытания всех его самолётов.

Совершил беспересадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток (Спасск- Дальний). За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание – Герой Советского Союза.

Международной Авиатранспортной ассоциацией награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.


За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники в 1957г. вторично присвоено звание Героя Советского Союза. В 1961-1968 гг. – вице-президент, президент, с декабря 1968 года – почётный президент ФАИ.

Кузнецов Э.И..jpg


Кузнецов Эдуард Иванович (1928-2007) - заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

В 1958-1960 годах участвовал в качестве второго пилота В.К. Коккинаки в установлении 13 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18. В 1966 году за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, в том числе самолёта Ил-62, присвоено звание Героя Советского Союза.







Поддержать проект

Из фотогалерей

Яндекс.Метрика